Линия Маннергейма на Приозерском
направлении.
Укрепузлы "Лауттаниеми",
"Нойсниеми", "Тайпале"
ДОТы
на Тайпале (устье р. Бурной) Укрепузел
"Тайпале"
Есть два варианта проезда на Тайпале:
1. Приозерское шоссе. Проезжаем Лосево, Суходолье,
через 1,5-2 км поворот на Громово, сразу после
поворота ж/д переезд. После переезда налево через
Громово и далее по главной дороге вдоль ж/д
(дальше будет т-образный перекресток - нам
направо). Асфальт кончается после Новинок ,
дальше идет проселок. Приятной езду по нему не
назовешь. Проезжаем дер. Новинка, еще одно
Громово и дальше до конца дороги, до
Соловьева.
2. Сворачиваем не доезжая Лосево на Сосново и
едем по хорошему асфальту до Запорожского. Перед
Запорожским не пересекая р. Вьюн поворачиваем
налево на проселок в сторону р. Бурная. Дорога
идет по берегу р. Вьюн и в конце концов приходит к
парому. Паром работает с мая по октябрь с 8.00 до 23.00
без выходных. Стоимость перевоза одной машины = 50
руб. На другом берегу развилка дорог. одна идет
вдоль реки, а другая в сторону леса. Нам по
последней к лесу. Поле перед рекой и лес
километра на 1,5 были как раз плацдармом, который
удалось частям РККА захватить в 1939 году. На этом
поле при штурме за три дня погибла целая дивизия
РККА. Там вся земля нашпигована металлом. Дорога
между тем уходит с поля в лес. Лес справа и слева
изрыт окопами и траншеями. Тут были передовые
позиции частей РККА на плацдарме. Вскоре
слева будет большое поле с разрушенным
ДОТом-холмом посредине. Останавливаемся и ищем
справа в лесу ближе к концу поля и совсем близко
от дороги знаменитый ДОТ "Алькасар", который
красноармейцы захватили первым в Зимней войне.
Захватили, кстати, без боя. Просто в этот момент в
ДОТе никого не было (типа финны в баню пошли). Едем
дальше. Пересекаем мост и едем через поле. Вскоре,
у линии надолбов, эта дорога сольется с
дорогой Громово-Соловьево. На мой взгляд этот
маршрут более удобен чем первый т.к. не придется
долго трястись по гравийке от Громова.
P.S. На дороге Сосново-Запорожское не доезжая
р.Лосевка перед левым поворотом на Удальцово на
спуске прямо у дороги справа есть небольшое и
малозаметное, но очень любопытное сооружение.
Это то ли пулеметная точка, то ли бетонная ячейка.
Небольшая бетонная коробка с скошенным углом и
забитая придорожным мусором. Вроде бы ничего
интересного. Однако это сооружение
знаменательно тем, что оно и есть точка "T" в
абривеатуре VT-Line (Карельский Вал).
Т.е. Оно самое крайнее в линии Карельского Вала.
Расположение ДОТов, линий обороны см. по схеме №3 При выезде
из леса по дороге Громово-Соловьево на поле
слева и справа вдоль опушки идут финские позиции.
Слева от дороги в лесу есть взорванный ДОТ
(скорее это убежище) с несколькими входами. Много
раскопов. Братская могила. В середине поля в роще
еще одна братская могила. Дальше пересечение
с дорогой от парома и линия надолбов, после
дачных домиков и моста через речку (где-то рядом с
этим мостом была шведская крепость
"Тайпале") влево вверх пойдет дорога,
которая скоро упрется в частный участок с
забором из красного кирпича. На этой дорожке
сразу после поворота справа родник. Огромный
взорванный ДОТ почему то оказался на этом
частном участке, который, к тому же перекрыл
дорогу к батарее Каарнайоки (безобразие). ДОТ
находиться в самом дальнем конце участка около
дороги. Едем дальше по главной дороге на
Соловьево. Крутой подъем (много песка).
Останавливаемся наверху. Справа, на крутом
берегу несколько небольших ДОТов и траншей.
Слева на горе в лесу остатки старой русской
крепости (имеет еще название "Суворовский
редут"). От нее ничего не осталось кроме груд
тесанных валунов и огромного котлована в центре.
Проезжаем в Соловьево. Красивый вид на Ладогу,
старые избы, лесопилка. К воде подъезжать нельзя -
охранная зона, ругаются.
И вот тут слева в глубине лесов
находиться знаменитая береговая батарея
Каарнайоки. В этом году, со второго раза (в
прошлом году пропытка оказалась
неудачной), мы наконец ее нашли.
Итак, как найти батарею
Каарнайоки.
Проехать на перекрытую частным участком дорогу к
батарее можно проехав по параллельной ей еще
одной дороге от Соловьева и потом свернув на
перемычку (маленькая лесная дорожка). Перемычек
там много. Мы ехали по первой (она началась после
частных домиков слева в лесу). Перемычка вышла на
нужную дорогу сразу за частный участком с
красным забором около ДОТа. Дальше по ней направо
примерно 4-5 км. Там справа много финских траншей,
окопов. Нам надо доехать до большой развилки
(перекрестка) двух дорог (по пути будут
встречаться несколько отходящих вправо дорог,
дорожек и просек но нужен именно перекресток). На
нужном перекрестке стоит столбик с щитом,
какие-то деревянные конструкции типа скамеек в
виде креста и верстовой столбик из бревна с
надписью 85/78. Слева леса нет и вид на большой луг
(на этот луг уходит пересекающая дорога). Рядом с
перекрестком на карте стоит отметка "высота
32". Никуда на перекрестке не сворачиваем и
едем дальше. После перекрестка метрах в 100-150
будет поворот направо на лесную дорогу. На
повороте стоит щит "Сосновское
лесохозяйство", или типа того. Дорога эта
выведет через 2,7-3 км на батарею. Там 4 одинаковых
бетонных установки под 152 мм орудия, ангар и
фундаменты домиков. Между установками по 200
метров. Расположены они почти квадратом.
Установки выглядят издалека как плоские
земляные купола. Так что можно сразу не заметить.
Для ориентира: после поворота с шитом через 2,5 км.
дорога раздваивается и потом снова сходиться,
при этом лес становиться редким и чисто сосновым.
После того как дорога снова сойдется до батареи
осталось метров 200. Ищите её слева от дороги,
внутри заворота дороги. А ангар справа, ближе
к болоту на самой вершине заворота дороги. Для
привязки по картам: батарея находиться на
отметке "высота 49". После осмотра
можно вернуться к перекрестку или так же как
приехали, или проехать по дороге дальше. Дорога
заворачивается и выходит через 650 метров на
основную дорогу. От этого места до перекрестка
примерно 2,6 км., но там не очень хорошая дорога -
много ям с водой.
Ища батарею первый (неудачный) раз мы
повернули на перекрестке направо (это было наша
ошибка, надо было проехать прямо) , проехали
метров 300 и встали перед непроходимыми для Гольфа
ямами. Вышли и дальше пошли пешком. Примерно
через 1,5 км. справа в лесу, метрах в 50 от
дороги мы наткнулись на остатки старого
финского хутора. К хутору ведет заросшая
дорожка. Какой-то бетонный сарайчик, поляна с
травой по пояс, старые заготовки бревен. Видели
на этой поляне два непонятных деревянных столба
высотой метра по полтора. Верх столбов выдолблен
и в углублении лежат странные предметы, то ли
большие кристаллы (типа горного хрусталя), то ли
еще чего. На всякий случай трогать не
стали.
Все дороги вполне проходимы для машины
(мы на Гольфе проехали даже после сильного дождя).
Летом много комаров и слепней.
Координаты объектов батареи Каарнайоки для
GPS, все координаты в системе WGS84.
Ангар: N 60°41'28,0" EO 30°25'06,1"
Орудие 1: N 60°41'20,2" EO 30°25'22,4"
Орудие 2: N 60°41'15,9" EO 30°25'07,5"
Орудие 3: N 60°41'24,3" EO 30°25'03,5"
Орудие 4: N 60°41'25,5" EO 30°25'12,6"
нумерация орудий условная, естественно...
(координаты любезно предоставлены Егоровым Андреем)
Укрепузелы "Лауттаниеми"
и "Нойсниеми"
Ни там ни там я не был,
никаких сведений о состоянии сооружений и
проезда к ним у меня нет. Карты получились путем
совмещения современных карт и финских схем. Укрепузел
"Лауттаниеми" ( La )
Укрепузел
"Нойсниеми" ( No )
|